По статистике, каждое десятое ДТП в Российской Федерации происходит с участием детей. Ежегодно в авариях погибает около 1500 юных граждан, а еще гораздо большее их число получают серьезные травмы, некоторые из которых впоследствии становятся причинами инвалидности
Основными причинами ДТП по неосторожности детей чаще всего становятся:
· нарушение правил перехода проезжей части (61,9%);
· неподчинение сигналам светофора (11,8%);
· неожиданный выход из-за транспортного средства, деревьев (15,3%);
· игра на проезжей части (4,2%);
· неумелое управление велосипедом (3,0%).
Правила поведения на дороге в различных ситуациях:
§ Играть следует там, где нет движения транспорта: на детских площадках, в парках, во дворах, на стадионах в скверах, на лужайках, во дворах;
§ Следует избегать игр вблизи дороги;
§ На самокатах, роликах, коньках следует кататься там, где нет движения транспорта;
§ Детям до 14 лет нельзя выезжать на велосипеде на проезжую часть;
§ Во дворах домов следует избегать игр там, где возможен проезд транспорта;
§ Входить и выходить из транспорта можно только после полной остановки транспортного средства
§ Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам.
§ При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств
§ Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.
§ Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
§ При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
§ В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии - транспортного светофора.
§ Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).
§ При приближении транспортных средств с включенными синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на ней должны уступить дорогу этим транспортным средствам и незамедлительно освободить проезжую часть.
§ При переходе через проезжую часть, следует соблюдать правила: необходимо остановиться на краю дороги, посмотреть налево, затем направо, чтобы выяснить, не приближается ли транспорт с другой стороны, при переходе через дорогу, смотри по сторонам и наблюдай, что происходит справа и слева
§ При переходе через дорогу нужно руководствоваться сигналами светофоров
§ Светофоры бывают транспортные, пешеходные и др.
§ Транспортный светофор состоит из трех секций. Если рядом с транспортным светофором нет пешеходного, руководствуйся его сигналами;
§ Пешеходный светофор состоит из двух секций. Для красного и зеленого сигналов. Если имеется пешеходный светофор, нужно руководствоваться его сигналами
§ Круглые сигналы светофора имеют следующие значения:
§ ЗЕЛЕНЫЙ СИГНАЛ разрешает движение;
§ ЗЕЛЕНЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ разрешает движение и информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал (для информирования водителей о времени в секундах, остающемся до конца горения зеленого сигнала, могут применяться цифровые табло);
§ ЖЕЛТЫЙ СИГНАЛ запрещает движение, и предупреждает о предстоящей смене сигналов;
§ ЖЕЛТЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода, предупреждает об опасности;
§ КРАСНЫЙ СИГНАЛ, в том числе мигающий, запрещает движение.
§ Сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение и информирует о предстоящем включении зеленого сигнала.
Правила безопасности велосипедистов:
§ Даже при отсутствии поблизости автомобилей, не следует без причины выезжать на середину дороги
§ Необходимо помнить, что припаркованные машины очень опасны для велосипедистов. Водитель автомобиля, сдавая назад, плохо видит проезжающие транспортные средства. Следует снизить скорость, не приближаться к бамперам, следить за фонарями заднего хода;
§ Велосипедистам запрещается: ездить, не держась хотя бы одной рукой за руль; двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки; перевозить пассажиров, кроме детей младше 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном специальными подножками; перевозить груз, мешающий управлению или выступающий больше, чем на 0,5 м по длине или ширине; поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
Кроме поведения на дороге, необходимо помнить, каким образом нужно вести себя в транспорте:
§ при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле - быть в застегнутом мотошлеме;
запрещается:
· отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения;
· открывать двери транспортного средства во время его движения
Во время поездок в городском общественном транспорте пассажиру необходимо соблюдать следующие правила:
· При возникновении какой-либо опасной ситуации в первую очередь действовать по указанию водителя трамвая или троллейбуса.
· Не выходить из вагона, когда водитель переводит стрелку.
· Не прыгать в трамвай (троллейбус) на ходу.
· Выходить из трамвая (троллейбуса) следует осторожно, чтобы не попасть под движущийся транспорт.
· При нахождении около дверей остерегаться ушибов рук дверями подвижного состава.
· Не высовываться из окон, опасаясь быть задетым движущимся транспортом или каким-либо препятствием.
· При подходе трамвая (троллейбуса) к остановке не приближаться к нему менее чем на 0,5 м, чтобы не быть задетым выступающими частями трамвая или троллейбуса и случайно не попасть под колеса.
· Не трогать без необходимости ручки и механизмы управления дверями.
· Запрещается разговаривать с водителем во время движения.
· Запрещается подходить к трамваю (троллейбусу), у которого выставлены оградительные знаки аварийной остановки.
· При движении необходимо надежно держаться за поручни
Чтобы не стать жертвой железнодорожного транспорта, пешеходам также следует соблюдать элементарные правила безопасности:
· при движении вдоль железнодорожного пути не подходите ближе 5 м к крайнему рельсу;
· на электрифицированных участках не прикасайтесь к лежащим на земле электропроводам (держитесь от них на расстоянии не менее 20 м).
· переходите железнодорожные пути только в установленных местах, пользуясь при этом пешеходными мостами, тоннелями, переходами, а там где их нет - по настилам в местах, где установлены указатели
· Подходя к железнодорожному переезду, следите за положением шлагбаума. Переходите пути при открытом шлагбауме, а при его отсутствии - когда нет близко идущего подвижного состава.
· При отсутствии переходных площадок подвижной состав следует обойти с головы или с хвоста на расстоянии не менее 5 м от первого или последнего вагона.
· Не устраивайте на платформе подвижные игры. Не бегите по платформе рядом с вагоном прибывающего поезда и не стойте ближе двух метров от края платформы во время прохождения поезда. Подходите непосредственно к вагону после полной остановки поезда. Посадку в вагон и выход из него производите только со стороны перрона или посадочной платформы.